История монастыря

Леушинский Иоанно-Предтеченский общежительный женский монастырь.

Леушинский монастырь находился в 2 километрах от деревни Леушино Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий район Вологодской области), в 40 километрах к юго-западу от г. Череповца. Ныне затоплен Рыбинским водохранилищем. В настоящее время обитель возрождается в селе Мякса Череповецкого района, расположенном на берегу Рыбинского водохранилища – в 15 км от Леушина.

Основание Леушинской общины и первые годы ее существования.

(все даты до 1918 г. приводятся по старому стилю).

Начало монастырю положила постройка небольшой деревянной церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи в 2 км к югу от деревни Леушино Череповецкого уезда. Строилась она по указу Новгородской духовной консистории от 31.12.1859 г. помещиками Николаем Николаевичем и Глафирой Васильевной Каргопольцевыми в их поместье на личные средства и пожертвования верующих. Храм был освящен 17 июня 1862 г. В период его постройки гатчинский купец Гавриил Матвеевич Медведев пожертвовал запрестольную икону Похвалы Божией Матери, которая вскоре после перенесения в Леушино прославилась как чудотворная. Впоследствии она являлась главной святыней монастыря. Известие о святыне привлекло в Леушино монахиню Рыбинского монастыря Сергию (в миру Анастасию Нефедьеву), которая решила устроить там монастырь. В 1869 г. петербургский купец Максимов выкупил Леушинское поместье на имя своей жены и разрешил поселиться в нем сестрам. Первой руководительницей насельниц новой общины стала крестьянка Агафья Викторова (в монашестве Агния).

11 января 1875 г. последовало «высочайшее соизволение на учреждение общины в имении санкт-петербургской купеческой жены Пелагеи Максимовой с укреплением за общиной жертвуемого Максимовой имения». 3 февраля 1875 г. вышел соответствующий указ Св. Синода за № 225. 1 июня 1875 г. резолюцией митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора за № 788 начальницей общины была назначена монахиня Сергия, которая активно взялась за благоустройство обители (устроила в ней 2 келейных корпуса). Но внутренние нестроения и происки купцов Максимовых вынудили ее в 1877 году попроситься на покой в Рыбинский монастырь.

Следующей начальницей общины стала монахиня Воскресенского Горицкого монастыря Леонтия (в миру Мария Александровна Коврова), которая построила три обширных двухэтажных келейных корпуса на каменных фундаментах, капитально отремонтировала деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь и выстроила домовой храм Спаса Нерукотворного, освященный 15 сентября 1880 г. Он стал первым собственно монастырским храмом. (Предтеченская церковь из-за наличия при ней приходского кладбища была впоследствии оставлена за пределами ограды обители). В 1881 г. монахиня Леонтия, не выдержав внутренних неурядиц, попросилась на покой в Горицкий монастырь, после чего встал вопрос об упразднении общины.

В феврале 1881 года митрополит Исидор (Никольский) принимает решение направить в Леушино казначею Званского Знаменского монастыря монахиню Таисию (в миру Марию Васильевну Солопову). В личной беседе он сказал матушке: «…Эта община требует умного распоряжения, деятельного надзора; она мне надоела, вот уже четвертый год, я тебя четвертую назначаю, а если и ты не сделаешь ничего полезного, то я ее закрою…» Монахиня Таисия, несмотря на активное сопротивление купцов Максимовых и некоторых сестер, энергично принялась за благоустройство обители. В 1881-1884 годах она выстроила каменную ограду вокруг монастыря, подворье в Череповце с каменной часовней во имя Божией Матери «Достойно есть», несколько келейных и хозяйственных корпусов. 22-24 июня 1884 г. Леушинскую общину посетил епископ Старорусский Анастасий (Добрадин), что стало первым в истории визитом архиерея в Леушино. 24 июня владыка освятил монастырскую ограду и возглавил крестный ход вокруг монастыря, с этого года ставший традиционным. Благоприятный отзыв епископа позволил игумении Таисии выйти с ходатайством о преобразовании Леушинской общины в монастырь.

Преобразование общины в монастырь. История Леушинского монастыря в дореволюционные годы.

Святейший Синод определением от 17-29 июля 1885 года за № 1411 постановил «переименовать Иоанно-Предтеченскую Леушинскую женскую общину Череповецкого уезда Новгородской губернии в общежительный женский монастырь с наименованием его Иоанно-Предтеченским Леушинским женским общежительным монастырем». Соответствующий указ Новгородской духовной консистории № 4979 был подписан 3 сентября. 1 октября 1885 г. монахиня Таисия была возведена в сан игумении, а 8 ноября состоялся первый монашеский постриг.

19 октября 1885 г. игумения Таисия получила разрешение на устройство в обители «нового каменного соборного храма на средства благотворителей и остаточную неокладную сумму». Но из-за отсутствия средств дело с началом строительства собора затянулось. Закладка его была совершена только 14 июня 1887 г. А освящение состоялось 8-9 сентября 1891 г. Для нового храма духовенство Софийского собора г. Новгорода пожертвовало части св. мощей святителей Новгородских Иоанна и Евфимия и преп. Антония Римлянина, которые были положены в раку и над ними устроена резная сень. В собор была перенесена также чтимая икона Похвалы Божией Матери.

В 1890-х гг. игуменией Таисией были основаны Успенский и Иоанно-Богословский скиты с домовыми храмами, подворья в Санкт-Петербурге и Рыбинске, пароходная пристань близ деревни Борки. К этой пристани обязательно причаливали все пассажирские пароходы, курсировавшие по Шексне, и их пассажиры слушали молебен о плавающих и путешествующих. В 1890-х гг. велось строительство новых корпусов, надвратной колокольни и домовой церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с приделом преп. Иоанна Рыльского. Указом Святейшего Синода от 21.01.1903 г. Леушинский монастырь был причислен к 1 классу, став вторым первоклассным женским монастырем Новгородской епархии. В том же году святым праведным Иоанном Кронштадтским был заложен каменный Троицкий собор с приделом преп. Серафима Саровского – последняя храмовая постройка Леушинской обители. Освящение собора состоялось в 1906 году. В 1905-1906 гг. из неиспользованных стройматериалов, оставшихся от Троицкого собора, была выстроена каменная часовня в честь Благовещения Божией Матери, в которой перед иконой Божией Матери «Запечной» велось неусыпаемое чтение канонов и акафистов Божией Матери. Освящена часовня была св. прав. Иоанном Кронштадтским.

2 января 1915 г. игумения Таисия скончалась, передав своей преемнице игумении Агнии (в миру Анне Никитичне Благовещенской) процветающую и благоустроенную обитель. В литературе широко распространено ошибочное утверждение, что в Леушинском монастыре накануне революции подвизалось свыше 700 насельниц. На самом деле, согласно ведомости о монастыре, в 1916 г. в нем было 460 насельниц: одна настоятельница-игуменья, две игуменьи на покое, 1 схимонахиня, 82 монахини, 75 послушниц, 299 проживавших по паспортам. При обители имелись мастерские: иконописная, золотошвейная, чеканная и золотильня, рукодельная, ткацкая, башмачная, швейная или рухольная. Насельницы занимались также прядением льна, шерсти, а летом участвовали полевых и огородных работах. Большинство икон Леушинского монастыря, его скитов и подворий были написаны своими иконописицами. Неоднократно изделия местных умелиц отправлялись в дар императорской семье. А 3 августа 1913 г. леушинские монахини в числе 11 человек во главе с игуменией Таисией были лично представлены императору Николаю II, императрицеАлександре Федоровне и наследнику царевичу Алексею и вручили им вышитый прекрасной работы императорский стяг. Сама настоятельница представлялась членам императорской семьи 7 раз – случай крайне редкий для игумении удаленного монастыря. Рукодельные работы сестры выполняли также по просьбе св. прав. Иоанна Кронштадтского. Известны хоругви, вышитые леушинскими инокинями золотом на основании видения святого о грядущих судьбах человечества и России, в частности.

В Леушинском монастыре в 1898 г. была устроена богадельня, в которой содержались на полном монастырском иждивении 12 престарелых монахинь и немощных сестер. Имелась больница на 10 кроватей для монашествующих, которая вела прием также посторонних больных и выдавала им лекарства. Заведующая больницей монахиня Вероника (в миру Астафьева Анна Ивановна) с разрешения епархиального начальства специально обучалась фельдшерству в Петрограде в Свято-Троицкой общине сестер милосердия.

При монастыре также существовала обширная библиотека, состоявшая из 219 экз. богослужебных книг и 929 экз. книг для чтения.

В 1916 г. Леушинский монастырь имел 1707 десятин 867 сажен земли, абсолютное большинство которой было пожертвовано купцами Максимовыми, последний их вклад (848 дес. 537 саж.) датируется 1899 г. Последняя покупка земельного надела (покоса на Шексне площадью 6 дес. 189 саж.) была произведена в 1912 г. уже на средства обители. Как сообщается в ведомости о монастыре, дохода земля не приносила, так как не сдавалась в аренду, а обрабатывалась своими силами. Казенных средств Леушинский монастырь не получал, главным источником его содержания служило Петроградское подворье.

Леушинский монастырь в советские годы.

Вскоре после Октябрьского переворота над сестрами Леушинского монастыря нависла угроза высылки и погрома. Об этом 16.11.1917 г. митрополит Платон (Рождественский) от имени Синода телеграфировал Новгородскому комиссару Временного правительства Булатову, который обещал принять срочные меры к защите монастыря. С той же просьбой обратились сестры Череповецкого подворья к военно-революционному комитету (ВРК), который направил трех безоружных солдат, сумевших успокоить зачинщиков беспорядков. К 23.11.1917 г. угроза погрома была снята, но череповецкий уездный комиссар временного правительства, также предпринявший безуспешную попытку защиты Леушинского монастыря, подвергся репрессиям со стороны ВРК. В 1918 г. в состав Государственного фонда были изъяты все лесные дачи обители. Учительская женская школа отошла в ведение органов народного образования Союза Коммун Северной области, две другие школы (двухклассная образцовая и одноклассная церковно-приходская) стали подчиняться управлению местных земских органов. 23.06.1918 г. было получено предписание от Череповецкого губернского комиссариата о предоставлении помещений под контору на 100 человек и под квартиры служащих и семейств эвакуированного Онежского завода серной кислоты. Спустя непродолжительное время все монастырские здания за оградой, включая гостиницы, пришлось передать под квартиры служащих. Для конторы по просьбе квартирмейстера инженера Петра Адамовича Бергрина уступили здание на территории обители, находившееся под больницей. Вследствие этого сестры оказались значительно стеснены в жилищных условиях. В 1919 г. под давлением властей Леушинский монастырь вынужден был «самореорганизоваться» в женскую сельскохозяйственную трудовую артель, получив в свое распоряжение весь сельхозинвентарь и 560 десятин земли. Председательницей артели стала игум. Агния (Благовещенская), а членами – насельницы обители. Председатель Петроградского церковного совета протоиерей М. Чельцов не только санкционировал данную «самореорганизацию», но и написал на представленном к утверждению экземпляре устава: «Иметь как образец в женских монастырях». Леушинская сельхозартель вскоре стала одной из лучших (образцовой) на территории Череповецкой губернии. Сестры к 1920 г. построили первую в округе паровую электростанцию-мельницу, обеспечили существование при обители детской школы-коммуны «Новая Жизнь», активно включились в кампанию по ликвидации безграмотности. Многочисленные проверяющие очень высоко оценивали деятельность артели и ее председательницы, что видно из их отзывов. Например, инспектор, посетивший Леушино 17.04.1921 г., написал: руководитель артели (то есть игумения Агния) «стоит звания Творца Нового Светлого Будущего Нашего Социалистического Отечества. Честь и слава членам Леушинской трудовой артели, достойным труженикам в нашей Молодой С[оветской] Республике». А чиновник Богданов отметил, что несмотря на то, что работницы «в черных клобуках ходят, а свой работой доказали, что они Красные Герои Труда». В 1920 г. завгубземом Тимохин предпринял попытку добиться переименования Леушинской сельхозартели в коммуну, правда, «по несознательности членов (слово Коммуна для них отрицательное)», эта попытка не удалась. Несмотря на смену официального наименования, Леушинский монастырь в 1919-1923 гг. продолжал оставаться полноценной обителью. Не прекращались богослужения во всех монастырских, скитских и подворских храмах, сестрами неуклонно соблюдалось келейное правило. Регулярно проводились иноческие постриги. Только с 1919 по 1928 гг. по неполным данным было совершено 105 постригов, из них 10 в схиму. Последний постриг, зафиксированный в архивных документах, состоялся 20.03.1928 г. При этом число насельниц обители постепенно сокращалось, достигнув к 1923 году 350 человек (одна настоятельница-игумения, одна схиигумения на покое, 1 игумения на покое, 5 схимонахинь, 138 монахинь, 67 послушниц, 137 проживающих по паспортам). В 1922 г. проводится кампания по изъятию церковных ценностей, в ходе которой были арестованы игум. Агния (Благовещенская) и казначея Серафима (Щурова). В донесении протоиерея Александра Светловского в Череповецкое епархиальное управление (ЧЕУ) от 01(14).04.1923 г. сообщается, что игумения и казначея монастыря выбыли. Ключи от казенки находятся у настоятельницы, содержащейся в Череповце под арестом. В ее покоях, где хранились приходно-расходные книги, был обыск, часть бумаг увезена в Череповец, другие покои опечатаны. В 1923 г. игумения Агния была приговорена к высылке за пределы губернии и фактическое управление монастырем перешло казначее Серафиме (Щуровой). 02.03.1923 г. территория Череповецкой губернии, на которой располагалась обитель, решением обновленческого ВЦУ, была отнесена к утвержденной им самостоятельной Череповецкой обновленческой епархии Но в ведении обновленцев Леушинский монастырь оставался, по-видимому, недолго, так как в списке обновленческих обителей, составленном ЧЕУ в 1928 г., он уже не упоминается. В 1923 г. Леушинская сельхозартель была переименовывана в совхоз «Леушино», во главе которого встал светский человек, всячески притеснявший инокинь. Сестры жаловались проверяющим на то, что заведующий совхоза очень груб, запугивал их, что снимет с пайка, терроризировал. Тем не менее, они продолжали оставаться основными работниками хозяйства вплоть до своего окончательного выселения в 1930 г. Власти неоднократно предпринимали попытки найти замену монахиням. С этой целью в мае 1924 г. было произведено объединение совхоза «Леушино» и детской школы-коммуны (колонии) «Новая жизнь». Но эта реорганизация поставленных целей не достигла и впоследствии была отменена. Постепенно в полное распоряжение светских властей перешли постройки монастыря. В 1920-х гг. была закрыта домовая церковь Спаса Нерукотворного при настоятельских кельях и переоборудована под клуб; северный корпус обители с надвратной колокольней и домовой церковью Б.М. «Всех скорбящих радость» был отведен под профтехшколу; в северо-восточном корпусе разместилась детская колония «Новая жизнь». В 1928 г. под давлением властей сестры вынуждены были отказаться от деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи. В октябре того же года принято решение об их полном и окончательном выселении с территории обители. В распоряжении инокинь были оставлены только Троицкий и Похвальский соборы, оба скита с домовыми храмами, небольшой корпус в восточной ограде монастыря, отведенный под богадельню, и несколько домиков за пределами ограды. 13.10.1929 г. и 05.01.1930 г. в окружной газете «Коммунист» последовательно выходят статьи «Леушинская мразь» и «О том, как расследуют и опровергают газетные заметки», где действия заведующего, разрешившего монахиням работать в совхозе «Леушино», квалифицируются как «уголовное преступление» и предлагается срочно выселить инокинь с территории хозяйства. В начале 1930 г. в Мяксу направляется письмо из Череповецкого окрадмотделения с пометкой «Срочно. Секретно», в котором содержалось требование принять срочные меры к выселению монахинь с территории совхоза «Леушино». 04.02.1930 г. всем сестрам, в том числе проживавшим в Успенском и Иоанно-Богословском скитах, было объявлено требование в 10-дневный срок оставить свои кельи и покинуть Леушинский край. (Всего сестер на тот момент оставалось 154 человека). Правда, выселение инокинь затянулось, о чем мы узнаем из официального письма в окрисполком, датируемого 23.04.1930 г.: «Президиум Мяксинского РИКа сообщает, что схимницы, монашины находятся в Леушине, выселения последних не было вследствие того, что РИК не имеет до сего времени распоряжения, куда выселять». Многие из изгнанных монахинь расселились в ближайших к Леушину селениях, часть уехала на родину. Их отъезд позволил властям беспрепятственно закрыть в 1931 г. Троицкий собор и обе скитские церкви. В феврале 1932 г. были репрессированы бывшие насельницы обители, не пожелавшие покинуть Леушино, в том числе юродивая монахиня Нектария. 17-18 февраля 1932 г. арестованы сестры, проживавшие на территории Ленинградского подворья Л.м. во главе с игуменией Агнией (Благовещенской). В 1932 г. упразднен совхоз «Леушино». Лишившись своих главных работников-монахинь, он в короткое время накопил большие долги и был признан банкротом. 18.01.1932 г. в районной газете «Вперед» опубликовано постановление о ликвидации некогда передового совхоза района. После этого корпуса бывшего Леушинского монастыря перешли в распоряжение школы для трудновоспитуемых (ЛОШТВ № 3), общее число воспитанников которой в 1938 г. составляло 370 человек. 15.04.1935 г. постановлением президиума леноблисполкома закрыт последний храм Леушинского монастыря – собор Похвалы Богородицы. 14.09.1935 г. на совместном заседании ЦК ВКП(б) и СНК СССР принято решение о строительстве гидроузлов у Рыбинска и Углича. В 1937 г. подпорный уровень Рыбинского водохранилища было решено увеличить с 98 до 102 м, в результате чего территория Леушинской обители попала в зону затопления. Постановлением оргкомитета ВЦИК по Вологодской области от 29 октября 1938 года Леушинскую школу с особым режимом (бывш. ЛОШТВ № 3) решено эвакуировать из зоны затопления (стен Л.м.). Часть ее воспитанников предлагалось разместить в упраздненных Глушицком Сосновецком и Григорьево-Пельшемском Лопотове монастырях Вологодской области, а еще 100 человек направить за пределы области. В 1941 г. началось затопление ложа Рыбинского водохранилища, завершившееся к 1947 г. При этом остовы Похвальского собора и колокольни Леушинского монастыря еще некоторое время возвышались над поверхностью воды, позднее они были окончательно разрушены.

В память о Леушинском монастыре, по благословению священноначалия РПЦ, 6-7 июля (н.ст.) в селе Мякса Череповецкого района, расположенном на берегу Рыбинского водохранилища, ежегодно отмечается престольный праздник Л.м., в народе получивший название «Леушинские стояния», а в субботу, ближайшую к 17 сентября (н.ст.) проводится ежегодный многочасовой крестный ход в с. Парфеново Череповецкого района, где сохраняется старинный собор Парфеновского монастыря (дочерней обители Леушинского монастыря).

Храмы и другие постройки Леушинского монастыря.

На территории Леушинского монастыря находилось 5 храмов:

1. Каменный собор Похвалы Божией Матери с приделами Михаила Архангела и Николая Чудотворца (главный храм обители). Строился по проекту известного архитектора М.А. Щурупова (1815-1901), создателя многих храмов в России, на Афоне и в Японии. Архитектура собора сочетала в себе традиции популярного тогда «русского стиля», а также умеренность в декоративных элементах и уравновешенность композиции, характерные для классицизма. В этом состояло главное отличие М.А. Щурупова от ведущих представителей «русского стиля» И.П. Ропета и В.А. Гартмана. Центральный придел освящен 08.09.1891 г., боковые – 09.09.1891 г. в сослужении 3 владык: архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана (Руднева), епископа Орловского и Севского Мисаила (Крылова) и епископа Старорусского Антония (Соколова). В храме была похоронена игумения Таисия. Изначально собор не был оштукатурен. Таковым он зафиксирован на фото С.М. Прокудина-Горского (1909 г.). Но в 1910 г. из-за начавшегося разрушения наружных кирпичей, его пришлось оштукатурить и побелить. Храм закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 15.04.1935 г. и передан на нужды школы для трудновоспитуемых.

2. Троицкий собор с приделом преподобного Серафима Саровского. Также выдержан в духе исторических реминисценций. Центральный престол освящен 18.05.1906 г. архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Придел преп. Серафима Саровского освящен 10.07.1906 г. св. прав. Иоанном Кронштадтским. Закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 06.03.1931 г. и использован под мастерскую профшколы.

3. Деревянная домовая церковь Спаса Нерукотворного при настоятельских кельях. Освящена 15.09.1880 г. архимандритом Александро-Невской лавры Исаией. Закрыта в 1920-х гг. и переоборудована под клуб.

4. Каменная домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с приделом преп. Иоанна Рыльского при богадельне (рядом со святыми вратами). Центральный престол освящен в 1897 г., придел преп. Иоанна Рыльского освящен св. праведным Иоанном Кронштадтским в 1898 г. Закрыта в 1920-х гг., в здании разместилась профтехшкола

5. Деревянный однопрестольный храм Рождества Иоанна Предтечи освящен 17.06.1862 г. настоятелем Воскресенского собора г. Череповца протоиереем Георгием Вознесенским, находился близ восточной ограды монастыря, но за ее пределами. В 1876 г. он был передан в распоряжение Леушинской общины и на следующий год капитально отремонтирован (снаружи обшит тесом, выкрашен, устроено печное отопление). В 1899 г. храм вновь капитально отремонтирован, внутри оштукатурен, выкрашен на средства петербургской купчихи Сорокиной. В начале ХХ века из-за тесноты богослужения в нем совершались всего 2 раза в год. В храме покоился прах его устроительницы помещицы Г.В. Каргопольцевой. Закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 12.01.1929 г., здание предполагалось переоборудовать «под культурно-просветительские учреждения». В том же году храм был разобран и использован на постройку народного дома.

Накануне революции в храмах обители, скитов и подворий совершали богослужения 9 священников. Заведующий церковно-учительской школой и 2 штатных монастырских священника служили в самом монастыре. Имелись штатные иереи при Петербургском и Череповецком подворьях и храме Николая Чудотворца на череповецком вокзале и второй сверхштатный священник при Петербургском подворье. Два заштатных иерея исправляли богослужения в Успенском и Иоанно-Богословском скитах за выплачиваемую из средств Леушинского монастыря плату.

Помимо храмов, монастырь имел 7 корпусов внутри монастырской ограды и 10 в одной связи с оградой, в основном двухэтажных на каменных фундаментах, либо кирпичных. Имелось также значительное число построек вне обители, в том числе двухэтажная гостиница для паломников, церковно-приходская школа, дома для причта и т.д. Украшением обители была высокая надвратная колокольня (1898 г.), располагавшаяся в северной ограде монастыря. Внутри монастыря недалеко от настоятельского корпуса имелась каменная часовня Благовещения Божией Матери (1905-1906 гг.), где совершалось неусыпаемое чтение канонов и акафистов Божией Матери.

Иоанно-Богословский и Успенский скиты Леушинского монастыря.

Близ Леушинского монастыря находилось 2 скита:

1. Успенский скит (в просторечии называемый «Савинский») располагался в 1,5 км к юго-западу от обители. Основание его связано с необходимостью переноса кладбища на новое место. 18.09.1887 г. указом Новгородской духовной консистории игумении Таисии было разрешено «открытие монастырского кладбища и устроение на этом кладбище часовни с 6-ю небольшими кельями для помещения стариц для наблюдения за порядком и чтения псалтири по усопшим». Указом от 19.10.1890 г. дозволено пристроить алтарь к скитской часовне на средства старицы Екатерины Федоровны Харюковой (схимонахини, проживавшей в скиту). Освящение Успенского скитского храма было совершено 01.10.1891 г. Успенский скит пользовался почитанием у верующих, его посещали паломники, а также навещавшие Леушинский монастырь архиереи, в том числе священномученик Владимир (Богоявленский). Все постройки скита были деревянные, за исключением каменной надвратной колокольни, устроенной в 1914 г. Киселевой, вдовой подполковника. Рядом с колокольней с западной стороны в 1916 г. была устроена часовня св. блгв. кн. Александра Невского, а с восточной – сторожка. В Успенский скит на престольный праздник (15 августа) ежегодно совершался крестный ход из Леушинского монастыря.

2. Иоанно-Богословский скит (в просторечии называемый «Крестик») располагался в 1,5 км к юго-востоку от обители. Основан на месте, где в 1892 году св. прав. Иоанн Кронштадтский в неурочное место нашел кустик спелой земляники. Это место первоначально было отмечено крестом, почему скит и получил название «Крестик». В 1893 г. игумения Таисия устроила на этом месте небольшую часовню и келью. В 1899 году в часовне устроили алтарь. Освящение Иоанно-Богословского храма совершил св. прав. Иоанн Кронштадтский в июле 1899 г. Место это любили св. Иоанн и игумения Таисия, нередко удалявшиеся туда для молитвенного уединения. Пользовался он большим почитанием и у верующих. Один из паломников даже указал, что со временем он превратится в большой монастырь. Все постройки скита были деревянные за исключением отдельно стоящей каменной колокольни, устроенной в 1910 г. 8 мая (на престольный праздник) совершался ежегодный крестных ход вокруг скитской ограды

В обоих скитах имелись келейные корпуса, скотные дворы и прочие хозяйственные постройки. После выселения монахинь из стен Леушинского монастыря в 1928 г., большинство инокинь разместились в скитах. Закрыты они были постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 06.03.1931 г.

Подворья Леушинского монастыря.

Значительные комплексы построек Леушинского монастыря находились в следующих населенных пунктах:

1. Санкт-Петербург. Здесь располагалось самое крупное подворье обители, которое, согласно ведомости о монастыре, являлось главным источником его содержания. Находилось оно на Бассейной ул. (ныне ул. Некрасова, 31). В декабре 1893 г. игумения Таисия приобрела место для подворья за 7700 руб. у И. Бобкова. 16.05.1892 г. было получено разрешение епархиального начальства на его устройство. Строилось подворье по проекту известно архитектора Н.Н. Никонова (1849-1918), автора проекта Иоанновского монастыря в Петербурге, работавшего в русско-византийском стиле. Подворье было каменное, трехэтажное. На первом этаже располагалась каменная часовня, на втором – кельи для сестер, на третьем этаже – храм Иоанна Богослова с приделом великомученицы Варвары. 21.11.1894 г. главный его престол был освящен епископом Никандром, бывшим викарием С.-Петербургской епархии в сослужении св. прав. Иоанна Кронштадтского, ризничего Александро-Невской лавры архимандрита Гедеона, протоиерея Казанского собора Николая Головина и других священнослужителей. 11.12.1894 г. архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност освятил придел великомученицы Варвары. На подворье многократно совершал богослужения св. прав. Иоанн Кронштадсткий. Здесь им была сказана знаменитая проповедь, в которой пастырь предрекал грядущие бедствия и испытания, которые обрушатся на русскую землю, если люди не покаются. После революции подворье получило статус приходского храма. Закрыто постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 1931 г. Но монахини на его территории продолжали проживать вплоть до 1932 г. 18.02.1932 г. последние насельницы подворья (16 человек) во главе с игуменией Агнией (Благовещенской) были арестованы, после чего подворья окончательно прекратило свое существование. В 1995 митрополит С.-Петербургский Иоанн обратился к городским властям с просьбой вернуть комплекс бывшего подворья. В 1999 г. была зарегистрирована община. В июле 2000 г. храм был возвращен церкви и в нем возобновились регулярные богослужения. 09.10.2000 г. на престольный праздник была совершена первая Литургия в историческом алтаре храма, где сохранилось основание Престола. В купольной части были обнаружены сохранившиеся росписи Леушинских сестер. На их реставрацию ушло 5 лет. В 2007 г. Церкви были возвращены нижние 2 этажа бывшего подворья, до этого принадлежавшие диспансеру. 9 сентября 2007 г. на первом этаже вновь открылась часовня.

В Петербурге имелось также второе подворье, располагавшееся на Московском проспекте. О нем известно из переписки игумении Таисии со св. прав. Иоанном Кронштадтским, из справочника «Весь Петербург» и отчета за 1916 г. Площадь участка составляла 625 кв. саж. На нем был устроен каменный двухэтажный дом со службами внизу. Храма он не имел. Здание сдавалось в аренду за 1000 руб. в год. Не сохранилось. В настоящее время на его месте находится дом сталинской архитектуры по адресу: Московский проспект, 174).

2. Череповец. Здесь размещалось второе по величине подворье Леушинского монастыря, располагавшееся на ул. Крестовской (ныне угол улиц Ленина и Луначарского). Участок земли под него был приобретен игуменией Таисией за 600 руб. вскоре после переезда в Леушино и выстроена каменная часовня. 18/26.03.1883 г. указом Новгородской духовной консистории разрешено устройство «на принадлежащем общине месте в Череповце вместо настоящего примыкающего к часовне общины маленького ветхого домика, нового деревянного дома с мезонином на средства благотворителей». В 1883 г. в Череповец была доставлена заказанная игуменией Таисией на Афоне икона Божией Матери «Достойно есть», и протоиерей Воскресенского собора г. Череповца Косма Соловьев освятил часовню в честь данного образа Божией Матери. В 1894 г. на месте часовни была устроена деревянная однопрестольная церковь в честь Сретения Господня, освященная 18.01.1894 г. В 1902 г. к ней пристроили каменную колокольню. После революции Сретенская церковь получила статус приходской, но монахини проживали при ней вплоть до закрытия храма. В 1925-1930 г. Сретенская церковь являлась главным тихоновским храмом г. Череповца, с 1928 г. – кафедральным собором Череповецкого викариатства Новгородской епархии юрисдикции Патриаршей Церкви и единственным храмом Череповца, не уклонившимся в раскол. Закрыт постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 07.02.1930 г. и переоборудован под пионерский клуб. Разрушен в 1960-х гг. ныне на месте подворья расположены торговые комплексы «Мон-букет» и «Ангажемент».

В Череповце Леушинскому монастырю принадлежал также участок земли, располагавшийся недалеко от р. Ягорбы, который в 1910-х годах был пожертвован устраиваемому иуменией. Таисией Антониеву Черноезерскому монастырю.

В 1905 г. тщанием игумении Таисии в г. Череповце была построена часовня Николая Чудотворца на вокзале, освященная 28.05.1905 г. святым праведным Иоанном Кронштадтским. В настоящее время ее здание восстановлено, в нем устроен алтарь и проводятся регулярные богослужения.

В 1914 году игумения. Таисия выстроила в г. Череповце деревянную на каменном фундаменте церковь Николая Чудотворца для железнодорожников, располагавшуюся в 100 м от вокзала (ныне ул. Комсомольская). Храм освящен 05.10.1914 г. архиепископом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким). Закрыт в 1918 г. В 1922 г. переоборудован под клуб железнодорожников. Снесен в 1960-х гг. Часовню и храм, имевшие статус подворий, обслуживали инокини Леушинского монастыря, что видно из послужных списков. В отчете за 1916 г. Николаевская церковь названа «подворской», наряду с Иоанно-Богословской в Санкт-Петербурге и Сретенской в Череповце.

3. Рыбинск. В конце XIX века был ближайшим к Леушинскому монастырю крупным транспортным узлом и центром хлебной торговли. Поэтому игумения Таисия решила приобрести здесь место, где бы могли останавливаться монахини, занимавшиеся закупкой провианта. В 1890 г. рыбинский помещик Сергей Владимирович Михалков (родственник известных поэта и режиссера) уступил участок для Леушинского подворья на территории усадьбы Петровское, где была выстроена каменная просторная часовня во имя преп. Сергия Радонежского (небесного покровителя жертвователя) и небольшой деревянный одноэтажный дом для сестер, состоявший из 3 келий и кухни. Но это место было не очень удобно, так как располагалось за Волгой. И игумения Таисия стала искать участок в центре города. В конце 1890-х гг. купеческая вдова Мария Ивановна Боровкова предложила Леушинскому монастырю принять в дар угловое место с большим двухэтажным полукаменным домом, каменным флигелем, с отдельными погребами, сараями и общей прачечной в г. Рыбинске в 18 квартале, на углу Крестовой и Конюшенной улиц. В 1900 г. был инициирован процесс передачи строений. В 1902 г. сделка была заключена. Имущество оценено в сумму 2727 руб. Согласно договоренности с М.И. Боровковой, после передачи строений она продолжала, по меньшей мере, до 1914 г., пользоваться всеми доходами от сдачи в наем жилья и оплачивала все расходы по его содержанию. В непосредственное распоряжении сестер поступил только каменный флигель. В собственности Леушинского монастыря указанный участок значится в 1902-1918 гг. На основании предписания Рыбинского РИКа от 13.11.1923 г. дом № 98 (по новой нумерации № 86) по улице Крестовой был муниципализирован.

4. Пароходная пристань близ деревни Борки с часовней при ней. Располагалась в 10 км от Леушинского монастыря на берегу р. Шексны. В отчете за 1916 г. названа в числе монастырских подворий. Устроена в 1890 г. для удобства высадки пассажиров, прибывавших в обитель на водном транспорте. Игумения Таисия заручилась обещанием местных судовладельцев Милютиных обязательно приставать к пристани всем пароходам, проплывавшим мимо нее, и стоять тут «для слушания молебного пения о плавающих и путешествующих». Молебны совершались нанятым от монастыря священником и монастырскими певчими. Для жительства последних и приюта богомольцев на берегу Шексны на земле, принадлежащей крестьянам местной деревни «Борки» было устроено два дома, один одноэтажный, а другой двухэтажный для приезжающих. Для пения молебнов на правой стороне пристани была отведена просторная, увешанная иконами каюта, над крышею которой красовалась небольшая главка с крестом. Над пристанью посредине помещалась большая доска, в которой была врезана икона Казанской Божией Матери и сделана надпись: «Пристань Леушинского женского монастыря».

Леушинская церковно-учительская школа и другие учебные заведения Леушинского монастыря.

Трудами игумении Таисии Леушинский монастырь превратился в один из крупнейших образовательных центров. При нем имелись три школы: церковно-учительская с двухклассной образцовой со 163 воспитанницами и церковно-приходская школа для 52 мальчиков и девочек. Содержались они монастырем вначале на собственные средства, затем на субсидии Училищного совета при Св. Синоде. Общий срок обучения в монастырских школах (одноклассной, двухклассной и учительской) составлял девять лет. Церковно-приходская школа была основана в 1881 г., вскоре после переезда монахини Таисии (Солоповой) в Леушино. Начало церковно-учительской и двухклассной образцовой (ставшей подготовительным отделением для первой) было положено в 1883 г., когда монахиня Таисия по благословению митрополита Исидора (Никольского), на территории монастыря устроила приют для девочек из духовного сословия отдаленных уездов Новгородской епархии. Школа получила официальное утверждение Св.Синода в 1898 г., а в 1902 г. получила статус «церковно-учительской». После шести лет обучения ее выпускницы получали звание домашней учительницы. Указанное учебное заведение считалось одной из лучших епархиальных школ Новгородской губернии. Ни одна из ее выпускниц не оставалась без места. Преподавательский состав церковно-учительской школы включал: заведующего (протоиерея с академическим образованием) и 6 учительниц (в церковно-учительской школе); двухклассной образцовой школы – законоучителя (местного священника) и 4 учительницы. Учащиеся делились на несколько категорий. В 1916 году в церковно-учительской школе было: 1) своекоштных воспитанниц – 27 человек; 2) казенных стипендиаток – 36; 3) на стипендии архиепископа Гурия – 1; 4) монастырских стипендиаток –1. В двухклассной образцовой школе: 1) своекоштных воспитанниц – 69 человек; 2) казенных стипендий – 17; 3) монастырских – 4; 4) приходящих – 8.

В 1918 году Леушинская церковно-учительская школа была преобразована в советскую школу второй ступени и перешла в ведение органов народного образования Союза Коммун Северной области (позднее на ее базе открылась престижная профтехшкола). Двухклассная образцовая и церковно-приходская школы были переименованы в школы первой ступени и стали подчиняться управлению местных земских органов.

Участие Леушинского монастыря в деле учреждения и возобновления женских обителей.

Леушинский монастырь сыграл важную роль в деле распространения русского иночества. Игумения Таисия и леушинские сестры принимали активное участие в деле основания, возобновления и благоустройства, по меньшей мере, 8 женских монастырей и нескольких скитов, которые можно условно разделить на несколько групп:

1. Монастыри, возобновленные игуменией Таисией по просьбе новгородских архиереев. К их числу следует отнести старинные Ферапонтов монастырь Кирилловского уезда (возобновлен в 1903 г., получил статус монастыря в 1906 г.) и Антониеву Черноезерскую пустынь Череповецкого уезда (возобновлена в 1911 г., получила статус монастыря в 1912 г.). Обе эти обители создавались почти исключительно трудами леушинских насельниц. Их настоятельницы и абсолютное большинство монахинь были выходцами из Леушинского монастыря.

2. Монастыри, устроенные игуменией Таисией по просьбе св. прав. Иоанна Кронштадтского. Это Воронцовский монастырь Псковской губернии (основан в 1898 г., получил статус монастыря в 1902 г.) и Сурский монастырь Архангельской губернии (на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского) (основан в 1899 г., получил статус монастыря в 1900 г.). Роль игумении Таисии в деле их основания была ключевой. Первые их настоятельницы и многие насельницы являлись выходцами из Леушинского монастыря. К числу

3. Монастыри, настоятельницами которых назначались леушинские сестры. Роль игумении Таисии и леушинских инокинь в деле их устройства также была достаточно важной. Матушка оказывала поддержку своим духовным дочерям. Из послужных списков Леушинского монастыря видно, что многие из его сестер на время переходили в названные обители, по-видимому, помогая настоятельницам в деле их обустройства. Наиболее тесно с Леушинским был связан Парфеновский Богородицкий монастырь, основанный игуменией Таисией в 1902 году. 30 июня 1902 г. первый его храм по просьбе матушки освятил лично св. прав. Иоанн Кронштадтский. Статус монастыря община получила в 1912 г., была закрыта в 1929 году. В настоящее время в ней сохраняется каменный недействующий собор (1912-1916). Духовно связан с Леушинской обителью также Успенский Полновский монастырь Валдайского уезда Новгородской губернии, первой игуменией которого стала леушинская постриженица игумения Илария, при ней Полновская община была преобразована в монастырь. Первой начальницей и устроительницей Филаретовой пустыни Устюженского уезда Новгородской губернии являлась игумения Филарета (в миру Ольга Герасимовна Соловьева), которая некоторое время подвизалась в Леушинском монастыре, но монашеский постриг приняла в другой обители. После ее назначения начальницей Филаретовой общины, многие из леушинских насельниц перешли в названную обитель.

4. Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге, где покоятся мощи св. прав. Иоанна Кронштадтского (основан в 1900 г., получил статус монастыря в 1901 г.). Игумения Таисия также принимала активное участие в его судьбе. В частности, она помогла св. прав. Иоанну Кронштадтскому найти участок земли под новую обитель. Первая настоятельница и устроительница Иоанновского монастыря игумения Ангелина (Анна Семеновна Сергеева) приняла иноческий постриг на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, хотя к числу его насельниц не относилась.

В ряде источников указывается на участие игумении Таисии в деле устройства Вауловского скита Ярославской губернии, но исторических документов, подтверждающих это, нами не обнаружено. Вауловский скит обустраивался почти исключительно трудами игумении Ангелины (Сергеевой) и св. прав. Иоанна Кронштадтского. Тем не менее, участие игумении Таисии в этом деле отрицать не стоит. Известно, что впервые Вауловский скит Иоанн Кронштадтский посетил вместе с игуменией Таисией, а поместье под обитель пожертвовал сенатор Мордвинов, являвшийся большим почитателем матушки.

Святые и подвижники благочестия Леушинского монастыря.

С Леушинским монастырем тесным образом связаны имена нескольких святых и подвижниц благочестия:

Преподобномученица игумения Серафима (Сулимова) (память 2 (15) сентября, в Соборах Новомучеников и Исповедников Российских и Вологодских святых). В Леушинском монастыре начала иноческий путь, была пострижена в монашество, проходила должность казначеи, в общей сложности подвизалась в Леушине около 30 лет, после чего была назначена настоятельницей Ферапонтова монастыря, где пострадала за веру (была расстреляна 15 сентября 1918 г.). Похоронена в общей могиле на горе Золотуха близ Кириллова. Над местом захоронения устроена часовня в честь новомучеников Кирилловских.

Священномученик протоиерей Димитрий Павский (память 1 (14) августа, в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). В Леушинском монастыре начал путь священнослужителя (был рукоположен во священника и назначен заведующим Леушинской церковно-учительской школой). Затем был переведен в Белоруссию. Расстрелян 14 августа 1937 года. Похоронен в безвестной могиле в окрестностях Твери.

Мученица Анна Демидова (память 4 (17) июля). По рассказам родственников, обучалась в Леушинской учительской школе. В 1898 году была назначена комнатной девушкой к комнатам императрицы Александры Федоровны. До конца осталась верной русскому государю. Расстреляна вместе с царской семьей в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Похоронена в Ганиной яме. В 1991 году РПЦЗ причислена к лику святых. В настоящее время Екатеринбургской епархией готовятся материалы для канонизации Анны Демидовой РПЦ.

Игумения Таисия (Солопова; память 2 (15) января), на протяжении 34 лет являлась настоятельницей Леушинского монастыря. Родилась в 1842 году в Санкт-Петербурге. Скончалась 2 января 1915 года в Леушинском монастыре, похоронена в специальном склепе в правом приделе Похвальского собора. Игумения Таисия неоднократно удостаивалась видений Господа, Божией Матери, святых и даже Пресвятой Троицы (наряду с ветхозаветным Авраамом и преподобным Александром Свирским). О том, что ее молитва имеет дерзновение перед Богом, неоднократно говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский. В настоящее время Тихвинской и Череповецкой епархиями готовятся материалы для канонизации игумении Таисии в лике святых.

Юродивая Евдокия Родионова (память 24 декабря /6 января) родилась 04.08.1803 г. в деревне Большая Новинка Череповецкого уезда. С 17 лет начала вести странническую жизнь, юродствуя. Вместе с первыми сестрами вновь образованной общины переселилась в Леушино. Отличалась даром прозорливости: предвидела убийство Александра I, приезд в общину новой настоятельницы игум. Таисии. Еще за год до ее назначения, она расхаживала по монастырю, размахивая палками, покрикивая и припевая: «Таисья больше всех, — кланяйтесь ей. Ха-ха-ха. Таисья больше всех». Когда стало известно об увольнении монахини Леонтии, сестры, терзаясь страхами за свою дальнейшую судьбу, спрашивали у блаженной, кто будет их новой начальницей. И как-то, юродствуя, она сказала им: «А вот, коли приедет к нам начальница с колоколом, то будет нам мама, а коли без колокола будет, — обратно отошлем; нам, мол, с колоколом надо, к Благовещенью звонить надо». Игум. Таисия действительно прибыла в Леушино с колоколом, пожертвованным ей на пути мологской купчихой Гамулиной, и зазвонили в этот колокол в первый раз на праздник Благовещения. Скончалась Евдокия Родионова 24 декабря 1886 г. в Леушинском монастыре. Игуменией Таисией написано подробное ее жизнеописание.

Инокиня Дарья Погодина (в тайном постриге монахиня Исидора). Родилась в 1833 году в семье крестьянина села Досифеева пустынь Ольховской волости Череповецкого уезда. В 1856 году (в 23-летнем возрасте) поступила в Успенский Каргопольский монастырь Олонецкой губернии, где проходила послушания по назначению. В 1875 году вышла из обители и, находясь в мире, взяла на себя подвиг юродства. В 1895 году поступила в Леушинский монастырь. В болезни приняла тайный постриг в монашество с именем Исидоры. Поправившись от болезни, продолжила свой подвиг юродства, числясь в составе послушниц обители. Отличалась даром прозорливости, о чем имеется немало свидетельств старожилов.

Юродивая монахиня Нектария (в миру Ольга Николаевна Анучина), родилась в 1869 г. в семье дворянина г. Симбирска. Окончила Мариинскую гимназию. 14.08.1902 г. поступила в Леушинский монастырь, где преподавала географию и историю в церковно-учительской школе. 25.11.1909 г. приняла монашеский постриг, после чего стала юродствовать. Отличалась даром прозорливости. В воспоминаниях кирилловского старца Александра Грошева, записанных в 1976 году историком-краеведом А. Трофимовым, сообщается: «Была в Леушинском монастыре блаженная монахиня Нектария, прозорливая старица. Ездили к ней архиереи, беседовали, спрашивали совета, особенно когда настало трудное время для Церкви… Мать Нектария была из дворянок, из богатой семьи, очень образованная. Когда зашёл в её келлию, кровати не увидел – спала на досках, на полу, сидя. Подремлет, прислонившись к стене, и снова молится. К ней много народа ездило, особенно в 20-х годах. Мне она многие забытые грехи сказала. Помнится, говорит: «Думаешь, это не грех, а это большо-о-ой грех». И говорит, как все было. Потом сказала, как буду жить, где, какие большие скорби ожидают. Рассказала, как была восхищена во сне на небо. Там увидела усопших младенцев. Они играют в веночках, кругом цветы, птицы летают, такое чудесное пение, красота неописуемая. Видела прекрасные храмы, в которых служили священники в митрах». По словам старожилов, монахиня Нектария заранее предсказала закрытие леушинских храмов и разорение обители. 29.02.1932 г. она была арестована сотрудниками Мяксинского райотдела ОГПУ. 17.03.1932 г. коллегией ОГПУ по Ленинградской области осуждена по статьям 58-10, 58-11 за «антисоветскую агитацию» и приговорена к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. Содержалась в Темниковском лагере (пос. Явас Мордовской АССР). 22.03.1933 г. коллегией ОГПУ по Ленинградской области была досрочно освобождена без права проживания в Москве, Ленинграде, 10 крупнейших городах страны, на территории Уральской области и месте высылки. Дальнейшая судьба неизвестна.

Многие из священнослужителей и насельниц Леушинского монастыря были репрессированы в советские годы. В их числе следует назвать игумению Агнию (Благовещенскую) (расстреляна 25.01.1938 г.); монахиню Анфию (в миру Анну Федоровну Жукову) (расстреляна 21.09.1937 г.), предпоследнего священника собора Похвалы Божией Матери Л.м. игумена Серафима (Жизнина) (расстрелян 09.10.1937 г.), скончавшихся в тюрьмах бывших священников Леушинского подворья в Петербурге Иоанна Орнатского и Феодора Окунева и других.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Леушинский монастырь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский впервые побывал в Леушинском монастыре 16.07.1891 г. по приглашению своей духовной дочери игумении Таисии и после этого ежегодно, по пути с родины (села Суры) стал навещать обитель, задерживаясь в ней, по утверждению матушки, на несколько дней, а иногда и недель. В Леушинском монастыре он совершил закладку Троицкого собора, Иоанно-Богословского скита, Благовещенской часовни, освятил Иоанно-Богословский скитский храм, придел Серафима Саровского Троицкого собора и Придел Иоанна Рыльского Скорбященского храма, Благовещенскую часовню. Он отдыхал в обители телесно и духовно, тепло отзываясь о ней. В одной из бесед он сказал матушке: «Легко служить в твоем соборе. Дух сестер-певчих дышит чистотою, усердием, благоговением; вообще у тебя хорошие сестры, хорошая обитель и не оскудеет она милосердием Божиим». Святой взял Леушинский монастырь под свое молитвенное покровительство, о чем сообщил матушке в один из приездов: «Господь даровал мне эту обитель твою, и я ваш молитвенник всегдашний». Игумения Таисия и сестры регулярно обращались к святому с просьбой помолиться о их выздоровлении или разрешении жизненных неурядиц. Матушкой описан случай как в июне 1903 г. по молитвам святого в окрестностях Леушина прекратилась эпидемия сибирской язвы. Святой принимал живое участие в делах монастыря. Кроме того, он избрал Леушинский монастырь местом для прохождения монашеского искуса своих духовных чад, склонных к монашеской жизни. Игумения Таисия и сестры обители занимались по его просьбе и благословению устройством Воронцовского и Сурского монастырей. В Леушинском монастыре воспитывалась племянница святого, деятельное участие в устройстве судьбы которой принимала игумения Таисия. В последний раз св. Иоанн посетил Леушинский монастырь в 1908 г. незадолго до смерти, пробыв там 9 дней. Как пишет игумения Таисия, уезжая, он «стал все оборачиваться назад и глядел на обитель. Предполагая, что он забыл что-нибудь или хочет сказать едущим позади нас, я спросила его об этом, но он отвечал: «Любуюсь еще раз на твою обитель: тихая, святая обитель! Да хранит ее Господь; поистине с вами Бог!»».

Мальцев М.Г.

Список сестер Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря (1915 год)