Игумения Таисия

thaisia

Игумения Леушинского монастыря Таисия

(† 2 (15) января 1915 г.)

tikhvinskiy-vvedenskiy-zhenskiy-monastyr4

Тихвинский Введенский монастырь (1910 год)

Игумения Таисия (в миру – Солопова Мария Васильевна) родилась в 1842 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье, в 1861 г. окончила столичный Павловский институт благородных девиц, во время учебы в котором удостоилась видения Господа, предопределившего ее дальнейший жизненный путь. В 1864 г. она поступила послушницей в Тихвинский Введенский монастырь, где в 1870 г. была пострижена в рясофор. В 1872 г. перешла в Новгородский Зверин Покровский монастырь, а в 1878 г. – в Званский Знаменский монастырь; здесь Мария в 1879 году приняла монашеский постриг с именем Таисия. В 1881 году ее определили начальницей крайне бедной предназначенной к упразднению Леушинской Иоанно-Предтеченской общины Череповецкого уезда, которую матушка за годы своего 34-летнего настоятельства превратила в процветающий первоклассный монастырь. Кроме того, при ее непосредственном участии были основаны и возобновлены: Благовещенский Воронцовский монастырь в Псковской губернии (1898); Иоанно-Богословский Сурский монастырь в Архангельской губернии (1899), на родине Иоанна Кронштадтского; Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге (1901), где ныне покоятся мощи этого угодника; Ферапонтов монастырь в Кирилловском уезде Новгородской губернии (1904); Парфеновский Богородицкий (1902) и Антониев Черноезерский монастырь (1911) в Череповецком уезде Новгородской губернии, Вауловский скит в Ярославской губернии (1903) и ряд других. Из Леушинского монастыря вышли 2 схиигумении и 10 игумений, большинство из которых стали первыми настоятельницами основанных матушкой же Таисией монастырей.

Леушинский монастырь

Леушинский монастырь

Такого история женского монашества ни до игумении Таисии, ни после не знала. Не случайно, святой праведный Иоанн Кронштадтский, характеризуя труды своей духовной дочери, смог подобрать только одно сравнение. 30 июня 1902 г. после освящения храма Парфеновской общины – очередного устроенного Таисией монастыря, он сказал: «Поздравляю тебя матушка с радостию и с новым великим делом возникновения новой обители. Ты подобна преподобному Сергию Радонежскому, изводишь из сестер своей обители настоятельниц и учредительниц других обителей, искусных инокинь, которые по слову апостола «довольны будут и других научити» – великая тебе за это награда от Господа».

Святой Иоанн Кронштадтский и матушка Таисия

Святой Иоанн Кронштадтский и матушка Таисия

Из писем Иоанна Кронштадтского к леушинской настоятельнице видно, что о. Иоанн еще при жизни почитал ее как святую, называя «Угодницей Божией» «Избранницей Царицы Небесной», «Высокопреподобной» и т.д. Вот характерное начало одного из посланий: «Кланяюсь тебе, святой старице, и целую твою священную главу, мыслящую непрестанно, яже суть Божия». В другом письме он писал: «Родная по духу, неоцененная Матушка Игумения Таисия!.. Не нарадуюсь я твоей любви о Христе и твоему усердию, выражающемуся столь разнообразно и так постоянно. По плодам их познаете их, говорит Сердцеведец Господь о людях, с коими мы живем и действуем в мире. По сладким плодам любви твоей и я знаю тебя вот уже около 35-ти лет. За все это время любовь твоя о Христе изливалась постоянно чистою струей – неоскудно везде и во всяких видах: то в приготовлении прекрасных риз, то – митр, то – тонкого белья, то – разных книг душеполезных, а главное – помогала мне в устроении всех моих обителей; да и не перечислишь всего. Но особенно ты утешала меня своею беззаветною преданностью Христу Спасителю, словесное стадо Которого ты собрала и пасла и пасешь доселе на пажити спасительной».

Игумения Таисия была замечательной духовной писательницей и поэтессой. Иоанн Кронштадтский так отзывался о ее стихах: «Дорогое письмо твое я получил и вместе с ним – прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь, и сторицею ты их возвращаешь». А на рукописи «Келейных записок» он оставил еще более знаменательные слова: «Дивно, прекрасно, божественно, печатайте в общее назидание».

До революции вышло 18 книг игумении Таисии, значительная часть которых выдержала несколько изданий, а также около двух десятков газетных и журнальных статей, отличавшихся замечательным литературным мастерством, глубиною и высокой духовностью содержания. Не удивительно, что литературные труды матушки продолжают пользоваться широкой популярностью и в настоящее время. Только за последние 20 лет вышло несколько десятков отдельных изданий ее сочинений и более сотни статей о ней.

Издаются труды леушинской настоятельницы и за рубежом. В частности, ее «Келейные записки» в 1989 году были выпущены в Америке под названием «Автобиография духовной дочери св. Иоанна Кронштадтского». Причем над переводом на английский язык этого сочинения трудился всемирно известный американский духовный писатель о. Серафим (Роуз). В Америке и Греции были выпущены переводы «Писем к новоначальной инокине». По воспоминаниям архимандрита Германа (Подмошенского), американские издания трудов русской игумении сыграли решающую роль в деле становления женского монашества на американском континенте. В 2005 году он докладывал: «Сейчас у нас уже пять женских маленьких монастырей. А началось все с Таисии». Как видим, влияние матушки на распространение женского иночества отнюдь не прекратилось с ее смертью.

Известно, что игумения Таисия по матери происходила из рода Пушкиных и, возможно, являлась родственницей великого поэта. Стоит ли удивляться, что она вошла в историю литературы не только как прозаик, но и как замечательная поэтесса. Ее поэтическое наследие пользуется широким вниманием композиторов и певцов, в том числе, народной артистки России Е. Смольяниновой, Ю. Бирюкова, И. Скорик, Н. Захарова и других. Широкую известность приобрела песня «Как хорошо в Твоем храме, Владычице…» в музыкальной обработке знаменитого старца Николая Гурьянова. Стало хорошей традицией проведение концертов в Петербурге, Новгороде, Боровичах и других городах, на которых исполняются песни на стихи игумении Таисии. По утверждению ее духовника, протопресвитера Александра Дернова, матушка и сама отличалась замечательными музыкальными способностями и была «композиторшей нескольких духовных песнопений».

Как видим, деятельность леушинской настоятельницы была очень многогранна. Рассказать обо всех ее заслугах не представляется возможным. Но на одной все же следует остановиться чуть подробнее. Анализ исторических документов позволяет утверждать с почти стопроцентной уверенностью, что именно игумении Таисии мы обязаны сохранением уникального памятника архитектуры, жемчужины русского зодчества – Ферапонтова монастыря с его знаменитыми фресками Дионисия, который единственный на Вологодчине включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1904 году, когда матушка приступила к возрождению этой обители, о ее архитектурных достоинствах практически никто не догадывался. Ферапонтов монастырь не был поставлен на учет как памятник старины и почти никто не знал, что собор Рождества Богородицы расписан знаменитым иконником Дионисием. Кроме того, монастырь находился на грани полного разрушения. В собор Рождества Богородицы даже входить было опасно, так как пол в нем провалился, а в сводах зияли глубокие трещины. Примерно такой же вид представляли и другие постройки. Святые врата полуразвалились, знаменитая казенная палата, по воспоминаниям очевидцев, «внутри представляла собою лишь груды развалин от упавших внутренних стен и совсем рухнувшего внутрь верхнего этажа, – к ней и подойти страшно, рискуя быть придавленным». На этом фоне относительно неплохо смотрелась только Благовещенская церковь, в которой совершались богослужения, но и она нуждалась в капитальном ремонте.

Ферапонтов монастырь.  Вологодская епархия

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь, Вологодская епархия

Матушка сумела объединить в деле восстановления древней обители новгородских архиереев (архиепископа Гурия (Охотина) и сменившего его архиепископа Арсения (Стадницкого)); ведущих архитекторов и искусствоведов: П.П. Покрышкина, К.К. Романова, В.Т. Георгиевского, впервые описавшего фрески Ферапонтова монастыря (1911), и многих других неравнодушных людей, даже императора и императрицу. Известно, что настоятельница 7 раз представлялась императорской семье. Формальные поводы для этих встреч были разные, но главный оставался неизменным: заботы о восстановлении Ферапонтова монастыря. Напряженные усилия престарелой и тяжело больной матушки не пропали втуне. На восстановление монастыря были выделены крупные государственные и епархиальные суммы, организовано два всероссийских сбора, которые позволили к началу антицерковной кампании практически полностью восстановить монастырь. Кроме того, обитель получила всероссийскую известность, ее старинные постройки были взяты под охрану как ценные памятники архитектуры. Все перечисленное обеспечило передачу монастырского комплекса после выселения монахинь на баланс музея и сохранения целостности ее ансамбля.

Древние Фрески Ферапонтова монастыря. Иконописец Дионисий, 1502 год

Древняя роспись Ферапонтова монастыря. Иконописец Дионисий, 1502 год

Думаем, не ошибемся, если скажем, что игумения Таисия спасла Ферапонтов монастырь от разрушения. Ведь его постройки еще в 1904 году были очень ветхи и доживали, если не годы, то последние десятилетия своей жизни. В такой ситуации надеяться, что они переживут антицерковную кампанию, не приходилось. Ведь большевики сносили и лучшие по сохранности храмы, невзирая на их охранный статус. А Ферапонтов монастырь, как мы помним, первоначально в список памятников архитектуры включен не был.